Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
».
».
► Показать
Об обязательности обращения к Аллаху за защитой от четырёх вещей перед
мольбами, произносимыми до приветствия
Он (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Когда кто-нибуль из вас
закончит (читать) [последний] ташаххуд, то пусть попросит защиты у Аллаха от
четырёх вещей [сказав]:
Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби джаханнама, ва мин ‘азаби-ль-кабри, ва мин
фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати, ва мин шарри [фитнати-] ль-масиихи-д-даджаль.
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, и от мучений ада,
и от искушений жизни и смерти, и от зла [искушения] шайтана». [«Затем ему следует
обратиться с мольбой за себя по своему усмотрению]»(641). «Он (да благословит его
Аллах и приветствует) обращался к Аллаху с этой мольбой в своем ташаххуде»(642).
Кроме того, «он обучил этому своих сподвижников (да будет доволен ими Аллах) так
же, как обучал их какой-нибудь суре из Корана»(643).
__________
(641) Муслим, Абу Авана, ан-Наса’и и Ибн аль-Джаруд в книге «аль-Мунтака» (27). Источники и
цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (350).
(642) Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
(643) Муслим и Абу Авана.
__________
Различные формы мольбы, обращаемой к Аллаху перед произнесением слов
приветствия
Он (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху с различными
мольбами в своей молитве(644), произнося каждую мольбу в разное время; он также
велел взывание к Аллаху с иными мольбами и «велел молящемуся выбрать ту из них,
которую тот пожелает»(645). Эти мольбы приводятся ниже:
1. Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-кабри, ва а‘узу би-кя мин фитнати-ль-
Масихи-д-Даджали, ва а‘узу би-кя мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати. Аллахумма,
инни а‘узу би-кя мин аль-ма’сами ва-ль-маграм.
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, и я прибегаю к
Твоей защите от искушений шайтана, и я прибегаю к Твоей защите от искушений
жизни и смерти. О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от греха(646) и от
долга(647)».(648)
2. Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин шарри ма ‘амильту, ва мин шарри ма лям а‘маль
[ба’ду].
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от зла того, что я совершил, и от зла
того, что я [ещё] не совершил(649)».(650)
3. Аллахумма, хасибни хисабан йасиран.
«О Аллах, рассчитай меня лёгким расчётом!»(651)
4. Аллахумма, би-‘ильми-кя-ль-гайби, ва кудрати-кя ‘аля-ль-хальки, ахйи-ни ма
‘алимта-ль-хайата хайран ли, ва таваффани иза кянати-ль-вафату хайран ли!
Аллахумма, ва ас’алю-кя хашйата-кя фи-ль-гайби ва-ш-шахадати, ва ас’алю-кя
калимата-ль-хакки [в другой версии: ...аль-хукми] ва-ль-‘адла фи-ль-гадаби ва-р-рида,
ва ас’алю-кя-ль-касда фи-ль-факри ва-ль-гына, ва ас’алю-кя на‘иман ля йабиду, ва
ас’алю-кя куррата ‘айнин [ля танфазу, ва] ля танкати‘у, ва ас’алю-кя-р-рида ба‘да-ль-
када’и, ва ас’алю-кя барда-ль-‘айши ба‘да-ль-маути, ва ас’алю-кя ляззата-н-назри иля
ваджхи-кя, ва [ас’алю-кя-] ш-шаука иля ликаи-кя фи гайри дарра’ин мудирратан ва ля
фитнатин мудыллятин! Аллахумма, заййинна би-зина-ти-ль-имани, ва-дж‘аль-на
худатан мухтадин.
«О Аллах, посредством Твоего знания о сокровенном и Твоей способности творить
продли мне жизнь, если Ты знаешь, что жизнь будет лучше для меня, и упокой меня,
если Ты знаешь, что смерть будет лучше для меня! О Аллах, и я прошу Тебя внушить
мне страх перед Тобой в сокровенном и явном, и я прошу Тебя дать мне возможность
произносить слова истины [в другой версии: «...мудрости»] и справедливости в гневе и
в довольстве, и я прошу Тебя об умеренности в бедности и в богатстве, и я прошу Тебя
о блаженстве, которое [не прервётся и] не закончится, и я прошу Тебя о радости,
которая не исчезнет, и я прошу Тебя о благоволении после Твоего приговора, и я
прошу Тебя о жизни приятной после смерти, и я прошу Тебя позволить мне испытать
сладость взора на Лик Твой, и [я прошу Тебя о] стремлении к приходу к Тебе так,
чтобы не помешало этому ни несчастье, которое нанесёт вред, ни искушение, которое
собьёт с пути! О Аллах, укрась нас украшением веры и сделай нас руководителями
идущих правильным путем»(652).
5. Он (да благословит его Аллах и приветствует) велел Абу Бакру ас-Сиддыку (да будет
доволен им Аллах) также произносить следующую мольбу:
Аллахумма, инни залямту нафси зульман кясиран, ва ля йагфиру-з-зунуба илля Анта,
фа-гфир ли магфиратан мин ‘инди-кя ва-рхам-ни, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахим.
«О Аллах, поистине я обижал самого себя много раз (т.е. грешил), а никто, кроме Тебя,
грехов не простит! Прости же меня, (даровав) мне Твоё прощение, и помилуй меня,
поистине Ты - Прощающий, Милосердный!»(653).
6. Он (да благословит его Аллах и приветствует) велел ‘Аише (да будет доволен ею
Аллах) говорить, также:
Аллахумма, инни ас’алю-кя мин-а-ль-хайри кулли-хи [‘аджилихи ва аджилихи) ма
‘алимту мин-ху ва ма лям а‘лям, ва а‘узу би-кя мин-аш-шарри куллихи [‘аджилихи ва
аджилихи] ма 'алимту мин-ху ва ма лям а‘лям, ва ас’алю-кя- [в другой версии хадиса:
Аллахумма инни ас’алю-кя-]-ль-джанната ва ма карраба иляй-ха мин каулин ау
‘амалин, ва а‘узу би-кя мин ан-нари ва ма карраба иляй-ха мин каулин ау ‘амалин, ва
ас’алю-кя [в другой версии хадиса: Аллахумма инни ас’алю-кя-] мин [аль-] хайри ма
са’аля-кя ‘абду-кя ва расулю-кя [Мухаммадун, ва а‘узу би-кя мин шарри ма исти‘аза-кя
мин-ху ‘абду-кя ва расулю-кя Мухаммадун, салла- Ллаху ‘аляйхи ва саллям], [ва ас’алю-
кя] ма кадайта ли мин амрин ан тадж‘аля ‘акибата-ху [ли] рушдан.
«О Аллах, я прошу Тебя о всяком благе [нынешнем и будущем], о котором я знаю и о
котором я не знаю. И я прибегаю к Твоей защите от всякого зла [нынешнего и
будущего], о котором я знаю и о котором я не знаю. И я прошу Тебя [в другой версии
хадиса: О Аллах, поистине я прошу Тебя] о Рае и о тех словах или делах, которые
приближают к нему; и я прибегаю к Твоей защите от Огня и от тех слов или дел,
которые приближают к нему. И я прошу Тебя [в другой версии хадиса: О Аллах,
поистине, я прошу Тебя] о том благе, о котором просил Тебя Твой раб и Твой
Посланник [Мухаммад], и я прибегаю к Твоей защите от зла того, от чего просил Твоей
защиты Твой раб и Твой Посланник [Мухаммад, да благословит его Аллах и
приветствует!], [и я прошу Тебя] сделать так, чтобы исход дела, которое Ты предрешил
[для меня], был праведным»(654).
Он (да благословит его Аллах и приветствует) спросил одного человека: «Что ты
говоришь, когда молишься?» Тот ответил: «Я говорю слова свидетельства (ташаххуд),
затем прошу Аллаха о Рае и прибегаю к Его защите от Огня. Однако, клянусь Аллахом,
(моё) едва различимое произношение (дандана(655)) не такое же хорошее, как твоё или
Му‘аза!» Тогда он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У нас оно схоже
с твоим»(656).
7. (Однажды) он (да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как один человек
произносил в ташаххуде следующие слова:
Аллахумма, инни ас’алю-кя, йа Аллаху, [в другой версии: би-Лляхи] [аль-Вахиду,] аль-
Ахаду, ас-Самаду аллязи лям йалид ва лям йулад ва лям йакуль-ля-ху куфуван ахад, - ан
тагфира ли зунуби, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахим!
«О Аллах, поистине, я прошу Тебя, о Аллах, Ты - [Единственный], Единый, Вечный,
Который не рождал и не был рожден и Которому не был равен никто, - простить мне
грехи мои, поистине, Ты - Прощающий, Милосердный!» Он (да благословит его Аллах
и приветствует) сказал: «Он прощён, он прощён!»(657).
8. Он (да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как другой человек говорил
в ташаххуде:
Аллахумма, инни ас’алю-кя би-анна ля-кя-ль-хамду, ля иляха илля Анта [вахда-кя ля
шарикя ля-кя], [аль-Манна-ну], [йа] бади‘а-с-самавати ва-ль-арди, йа за-ль-джаляли
ва-ль-икрам, йа хаййу йа каййум! [Инни ас’алю-кя-] [-ль-джанната, ва а‘узу би-кя мин
ан-нар]
«О Аллах, поистине, я прошу Тебя, поскольку Тебе воздаётся хвала, нет божества,
кроме Тебя, [и нет у Тебя сотоварища,] [Всемилостивый,] [о] Творец небес и земли, о
Обладатель величия и Почитаемый, о Живой, о Вечносущий! [Поистине, я прошу Тебя]
[о Рае и прибегаю к Твоей защите от Огня!]» [Пророк (да благословит его Аллах и
приветствует) спросил своих сподвижников: «Вы знаете, как он воззвал к Аллаху?»
Они ответили: «Аллаху и Его Посланнику это ведомо лучше». Тогда он сказал:
«Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя,] Он обратился к Аллаху по Его Великому [в
другом хадисе сообщается: «...Величайшему»] Имени(658), посредством которого если
к Нему взывают с мольбами — Он отвечает, а если Его о чём-либо просят — Он
дарует»(659).
9. Последней мольбой, которую он произносил между ташаххудом и словами
приветствия (таслим), была следующая:
Аллахумма,-гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту, ва ма а‘лянту, ва ма
асрафту, ва ма Анта а‘ляму бихи мин-ни, Анта-ль-Мукаддыму, ва Анта-ль-Муаххиру,
ля иляха илля Анта
«О Аллах, прости мне то, что я совершил прежде, и то, что оставил на потом, что я
совершил тайно, что совершил явно, то, в чем я преступил границы, и то, о чем Ты
знаешь лучше меня! Ты - Выдвигающий вперёд и Ты - Отодвигающий, и нет бога,
кроме Тебя!»(660).
__________
(644) Мы не сказали в «своём ташаххуде», потому что в самом тексте указано: «в своей молитве», не
выделяя конкретно ташаххуд или что-либо иное. Тем самым это охватывает всевозможные положения во
время молитвы, подходящие для произнесения мольбы, например земной поклон и ташаххуд, а о
велении обращаться к Аллаху в этих двух положениях было упомянуто ранее.
(645) Аль-Бухари и Муслим. Аль-Асрам сообщил: «Я спросил (Имама) Ахмада: «С какими (мольбами)
мне следует обращаться к Аллаху после ташаххуда?» Он ответил: «С теми, что передаются (в хадисах)».
Я спросил: «А разве Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не сказал: «Затем
пусть выберет любую мольбу, которую пожелает»?» Он ответил: «Ему следует выбирать из того, что
передаётся (в хадисах)». Я повторил ему свой вопрос. Он (снова) ответил: «Из того, что передаётся (в
хадисах)». Это сообщение приводит Ибн Таймиййа в «Маджму‘ аль-Фатава» (69/218/1), одобрив его
(высказывание имама Ахмада) и добавив следующее: «Таким образом, слова «любая мольба» относятся
именно к тем мольбам, которые любит Аллах, а не к любым мольбам...»; далее он сказал: «Тем самым
лучше всего произносить утвержденные, установленные мольбы, которые передаются в (достоверных)
хадисах, а также те мольбы, которые заключают в себе благо». Это так, однако распознание того, какие
мольбы действительно заключают в себе благо, зависит от достоверного знания, а его редко можно
обнаружить среди людей, поэтому лучше всего придерживаться той мольбы, что передаётся (в хадисах),
особенно если она содержит в себе просьбу, с которой молящийся желает обратиться к Аллаху. А
Аллаху это ведомо лучше!
(646) Арабское слово «ма’сам» означает то, что заставляет человека грешить, либо сам грех.
(647) Основное значение арабского слова «маграм» - «бремя». В данном случае под этим словом
подразумевается «долг», как следует из текста данного хадиса, в котором ‘Аиша (да будет доволен ею
Аллах) сказала: «(Как-то) один человек спросил его (да благословит его Аллах и приветствует): «Почему
ты так часто просишь защиты (у Аллаха) от долгов?» В ответ Посланник Аллаха (да благословит его
Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, когда человек, обременённый долгами, говорит, он лжёт, а
когда даёт обещания, то нарушает их».
(648) Аль-Бухари и Муслим.
(649) Т.е. от зла того, что я совершил дурные дела, и от зла того, что я не совершил добрые дела.
(650) Ан-Насаи приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков и Ибн Аби ‘Асим в книге
«Ас-Сунна» (№ 370 - все хадисы этой книги проверены мной на достоверность). Дополнение в
квадратных скобках приводится им.
(651) Ахмад и Аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
(652) Ан-Наса’и и аль-Хаким, последний назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
(653) Аль-Бухари и Муслим.
(654) Ахмад, ат-Тайалиси, аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад», Ибн Маджа и аль-Хаким, который
назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Этот хадис приводится в «Сильсилят аль-
Ахадис ас-Сахих» (1542).
(655) «Дандана» - говорить так, что интонация слышна, однако слова трудно разобрать. В данном случае
подразумеваются слова мольбы, которые произносятся тихо. Последнее высказывание означает
следующее: «Наши слова схожи с твоими».
(656) Абу Дауд, Ибн Маджа и Ибн Хузайма (1/87/1) приводят этот хадис через достоверную цепочку
передатчиков.
(657) Абу Дауд, ан-Наса’и, Ахмад и Ибн Хузайма. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним
согласился аз-Захаби.
(658) Это называется тавассуль (стремление приблизиться) к Аллаху посредством Его Прекраснейших
Имён и атрибутов, и это совпадает с тем, что повелевает Всевышний Аллах: «Есть у Аллаха
Прекраснейшие Имена, так обращайтесь же к Нему по (этим Именам)» (Сура «Преграды», аят 180). Что
же касается приближения к Аллаху посредством чего-либо иного, к примеру ради кого-либо или ради
права, положения, достоинства и т.п. кого-либо иного, то на этот счёт от имама Абу Ханифы (да будет
милостив к нему Аллах) и его сторонников передаётся свидетельство, разъясняющее, что подобное
действие по меньшей мере является порицаемым (макрух); а в общем смысле поступать так строго
запрещено (харам). Шейх уль-ислам Ибн Таймиййа написал труд по этой теме, который называется
«Тавассуль ва Василя» («Приближение к Аллаху и средства достижения этого»). Этому вопросу
посвящена и моя статья под названием «Тавассуль - его формы и правила», которая также актуальна тем,
что касается затронутой здесь темы и её содержания; в ней опровергаются некоторые представления,
получившие особо широкое распространение благодаря современным богословам. Да выведет Аллах их
и нас (на Путь Истины)!
(659) Абу Дауд, ан-Наса’и, Ахмад, аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад», ат-Табарани и Ибн Мандах в
«Ат-Таухид» (44/2, 67/1, 70/1-2) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
(660) Муслим и Абу Авана.
Из книги "Молитва пророка" Шейха Албани.